Журнал № 5 (47) Октябрь 2020 г. «Инженер и промышленник».
Компания ИНТРАЛЛ – российская компания с 25-летним опытом работы в сфере разработки и производства автомобильной техники.
С 2013 года компанией было открыто новое направление – создание транспортных средств для нужд Министерства обороны России (МО). И начиная с этого момента, компания принимает активное участие в различных мероприятиях Минобороны, будь то выставки, статические или динамические показы, войсковые апробации, совещания или круглые столы и прочее.
Мировой опыт развития БМ
Исторически получилось так, что все разработанные нами СТС в диапазоне полной массы от 3.5 до 8 т. оказались впоследствии объединены новым общим классом легких боевых машин (ЛБМ), предназначенных для оснащения армейских подразделений повышенной мобильности. Интересно то, что начатые нами 7 лет назад работы над новыми образцами машин оказались очень близки к зарубежным разработкам ЛБМ как по своим ТТХ, так и по срокам начала НИОКР.
Накопленный в течение последних трех десятков лет боевой опыт участия армий США и НАТО в локальных конфликтах и гибридных войнах выявил серьезные недостатки стоящих на вооружении боевых машин (БМ) типа HMMWV и MRAP, ориентированных на действия в рамках крупных и средних фронтовых операций. Практика их применения в современных конфликтах показала высокую уязвимость данной техники в условиях локальных, точечных и быстротекущих боевых столкновениях с нерегулярными и малочисленными воинскими соединениями.
Необоснованно высокие потери техники, а, главное, значительные людские потери (12-16 чел. в MRAP) привели к принятию министерством обороны США решения об изменении структуры подразделений в сторону разукрупнения, входящих в их состав тактических групп до 4-6 военнослужащих, что, соответственно, повлекло за собой необходимость изменения типов стоящей на вооружении колесной техники.
Главным качеством нового класса ЛБМ, определенного ТТЗ МО США стало снижение уязвимости БМ посредством:
• повышения их скоростных и динамических характеристик;
• значительного снижения в сравнении с MRAP габаритов СТС и, соответственно, уменьшения пятна поражения;
• оснащения ЛБМ современными системами вооружений с большим радиусом поражения, снижающими вероятность прямого боестолкновения.
Кроме того, ЛБМ должны отвечать требованиям их транспортировки, всеми видами транспорта, включая доставку самолетами и вертолетами как внутри грузовых отсеков, так и на внешней подвеске.
Одновременно со снижением уязвимости значительно повысилась удельная огневая мощь боевой машины в расчете на одного военнослужащего подразделений повышенной мобильности, так как, за исключением табельного оружия, новая тактическая группа штатной численностью от 4 до 6 человек располагает тем же количеством крупнокалиберного, минометного и противотанкового вооружения, что и тактическая группа, перемещаемая на БМ типа MRAP, в составе которой может находиться до 16 человек.
В жертву указанным мероприятиям, значительно повышающим эффективность использования военнослужащих и снижающим их вероятные потери, была, как не парадоксально, отдана высокая степень защиты бронированных MRAP и HMMWV, которая не только компенсировалась, но и перекрывалась вышеуказанными мероприятиями, снижающими уязвимость ЛБМ.
Все вышеуказанные решения нашли свое отражение в программах развития БМ МО США, а именно:
• с 2008 года в них были включены работы по разработке единых легких тактических машин (Joint Light Tactical Vehicles - JLTV) приведших к принятию в 2015 на вооружение БМ OSHKOSH полной массой 8тн, экипажем 4-6 человек;
• с 2011 года, были сформулированы ТТЗ на не имеющие защиту багги - сверхлегкие ударные машины (Ultra Light Combat Vehicle – ULCV), полной массой 3,5 т. и полезной нагрузкой 1400 кг, экипажем 4-6 человек, разработка которых стало частью общей концепции развития сухопутных войск США FORCE 2025. Первые поставки БМ «DAGOR» этого типа начались в 2016 г. фирмой POLARIS;
• с 2013 года к типажам ЛБМ добавилась БМ специальных операций (SOV - Special Operation Vehicles) немецкой фирмы KRAUS-MAFFEI-WEGMANN, представившей прототип 7.5 тонного БАГГИ, экипажем 4-6 человек, с полезной нагрузкой 2,5 тонны и дополняющая тактические возможности 8-ми тонной JLTV OSHKOSH;
• в 2013 году класс сверхлегких ударных машин подразделений повышенной мобильности был дополнен бронированной ALSV - Advanced Light Strike Vehicle (усовершенствованная легкая ударная машина) FLYER 72, полной массой до 5 тонн и полезной нагрузкой 2,5 тонны, разработанным американской компанией GENERAL DYNAMICS Ordnance Tactical System;
• в 2018 году компанией General Motors Defense начала работы по разработке JLTV для сухопутных войск США, классифицируемой, как ISV - Infantry Squad Vehicle (боевая машина пехоты), экипажем до 9 человек и полной массой до 2,3 тонны.
Таким образом, нашими «вероятными партнерами» была создана линейка современных боевых машин, применение которых призвано решать широкий спектр тактических задач в современных войнах и конфликтах.
Эти типы БМ призваны заменить устаревшие морально, концептуально и физически около 60 тысяч машин типа MRAP и 170 тысяч машин типа HMMWV. При этом, если машины типа HMMWV выводятся полностью, то БМ типа MRAP, сохраняются с частичным изменением функции машин этого класса с боевой на транспортную.
Что делали мы – «ИНТРАЛЛ»?
В 2013 году Компания ИНТРАЛЛ приступила к разработке и изготовлению прототипов автомобиля ТОРОС полной массой 8,0 т в трех модификациях Базовый, Санитарный и БАГГИ. По своим основным параметрам машины семейства ТОРОС явились очень близкими аналогами OSHKOSH L-ATV также полной массой 8,0 т (см. сравнительную таблицу). Как нам стало известно двумя годами позже, практически все заложенные нами при проектировании характеристики автомобиля совпали с американским аналогом. Такое совпадение стало для нас полной неожиданностью, т.к. на момент проведения наших работ, каких-либо данных в открытых источниках не существовало, по причине того, что компания OSHKOSH только приступила к разработке своего JLTV, и ее машина еще не была отобрана МО США в качестве единой легкой тактической машины, в рамках конкурса МО, завершение которого состоялось только в 2015 году.
К этому моменту СТС ТОРОС был уже дважды представлен на мероприятиях МО РФ и прошел первую апробацию в соответствующем подразделении спецназа Российской Армии. Более того, за этот период нашими специалистами был решен ряд технических задач существенным образом улучшающих характеристики российской машины в сравнении с американским аналогом.
Единая легкая тактическая машина (JLTV)
ТОРОС ИНТРАЛЛ (Россия) | OSHKOSH (США) | |
Назначение |
единая легкая тактическая машина | единая легкая тактическая машина |
Собственная масса, т | 6,5 | 6,4 |
Полезная нагрузка, т | 1,5 | 1,6 |
Масса полная, т | 8,0 | от 8,0 |
Колесная база, мм | 3030 | 3250 |
Высота, мм | 2437 | 2400 |
Длина, мм | 5093 | 5200 |
Ширина, мм | 2310 | 2300 |
Клиренс max, мм | 520 | 330 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | Амфибия | 1500 |
Количество мест, включая водителя | 6 - 10 | 4 |
Объем двигателя, куб. см | 4750 | 6600 |
Мощность, л.с. | 220 | 300 |
Макс. крутящий момент, Nm | 710 | 705 |
Колесная формула | 4x4 | 4x4 |
Скорость по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 100 | 112 |
Скорость движения на воде, км/ч | 5 | не плавающая |
Запас хода по дорогам с твердым покрытием, км | 1000 | 500 |
Проект «ТОРОС»
Принятая нами конструкция кузова типа «монокок» позволила:
1. снизить собственную массу СТС по сравнению традиционной рамной конструкцией;
2. повысить минную защиту, создав между полом обитаемого отсека СТС и бронированным днищем кузова демпфирующего пространства высотой около 500 мм, сохранив при этом высоту СТС не превышающую высоту российского и американского аналогов;
3. обеспечить высокие показатели геометрической проходимости ТС, обеспечиваемой углами въезда-съезда на уровне 50° и 520 мм. клиренсом;
4. защитить от поражения наиболее уязвимые агрегаты и элементы трансмиссии, разместив их внутри бронированного кузова.Но главным нашим достижением и безусловным превосходством над сравниваемым американским аналогом мы считаем технические решения, позволившие придать конструкции СТС новое качество – обеспечение плавучести без снижения технических характеристик СТС, включая уровень защиты.
Проведенные расчеты и натурные испытания плавучести СТС показали ее высокий запас по поперечной и продольной устойчивости на воде. В качестве водяного движителя СТС был выбран привод ведущих колес. Проанализировав варианты, мы отказались от первоначально предполагаемого применения водомётов или гребных винтов в связи со значительной потерей полезной нагрузки ТС, которую отнимало водометное или гребное оборудование, не давая при этом особых преимуществ в скорости плава (не более 10%).
Для повышения скорости движения на воде нами был проведен комплекс расчетов, симуляций и моделирования процессов, позволивший оптимизировать форму арок колес и организовать потоки воды, создаваемые вращением колес, в необходимом для движения направлении. В результате этих мероприятий удалось достичь скорости на плаву - 6 км/ час, что мало отличается, например, от скорости движения на воде БТР 80, оснащенного водометом.
Особенностью СТС ТОРОС стала его способность преодоления водных преград без подготовки. Герметичный кузов типа монокок, оборудованный системой удаления воды, позволяет преодолевать водные преграды с марша, без затрат времени на подготовку к плаву, а значит без рисков для вынужденного покидания экипажем защищенного отсека для выполнения подготовительных работ и без риска для автомобиля оказаться «неподвижной мишенью» на этот период.
На автомобиле применен двигатель ММЗ 245.36 с механическим приводом топливоподачи мощностью 220 л.с. и крутящим моментом 710 Нм, разработанный по нашему заданию. Отсутствие электронных систем управления двигателем исключает возможное воздействие на его работу средствами РЭБ. Массогабаритные и мощностные показатели этого двигателя соответствуют аналогичному двигателю Ярославского моторного завода, который также может быть применен на СТС «ТОРОС».
Военные специалисты, участвовавшие в апробации СТС ТОРОС, всегда отмечали простоту управления машиной, свободный обитаемый отсек, позволяющий военнослужащим легко перемещаться внутри него, размещать при этом в центральном проходе различные виды вооружения и, при необходимости, раненых.
БМ для специальных операций
Изучая зарубежный опыт, в 2016 году мы обратили внимание на большое багги фирмы Krauss-Maffei Wegmann собственной массой 5,0 т., позиционированное как автомобиль специальных операций, схожий по шасси с единой легкой тактической машиной, но с открытым кузовом. Интересно, что в нашей линейке такой автомобиль был. Это тоже было багги - открытый автомобиль ТОРОС собственной массой 5,2 т.
Он был произведен нами для демонстрационных целей, чтобы на выставках и других показах можно было нагляднее продемонстрировать внутреннее устройство СТС ТОРОС. Конструкция этого демонстрационного багги в основном, совпадает с БМ KMW-SOV Krauss-Maffei Wegmann по своим характеристикам, а по возможности изготовления его в варианте амфибии, превосходит его.
Торос-ССО ИНТРАЛЛ | KMW-SOV Krauss Maffei Wegmann (Германия) | |
Назначение | автомобиль специальных операций | автомобиль специальных операций |
Собственная масса, т | 5,2 | 5,0 |
Полезная нагрузка, т | 2,8 | 2,5 |
Масса полная, т | 8,0 | 7,5 |
Колесная база, мм | 3030 | н.д. |
Высота, мм | 2396 | 2630 |
Длина, мм | 5125 | 5990 |
Ширина, мм | 2260 | 1940 |
Клиренс max, мм | 520 | 400 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | амфибия | 1000 |
Количество мест, включая водителя | до 10 | до 6 |
Тип двигателя | дизельный с турбонаддувом | дизельный с турбонаддувом |
Объем двигателя, куб. см | 4750 | 3000 |
Мощность, л.с. | 220 | 168 |
Макс. крутящий момент, Нм | 710 | 400 |
Колесная формула | 4x4 | 4x4 |
КПП | 5-ти ступенчатая механическая | 5-ти ступенчатая механическая |
Подвеска | независимая торсионная | зависимая |
Размерность шин | 13,0-18 | 255/100 R16 |
Скорость по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 100 | 112 |
Запас хода по дорогам с твердым покрытием, км | 1000 | 900 |
Проект «ЭСКАДРОН»
Совместное работа с военными специалистами в ходе апробаций и показов техники, наше регулярное участие в работе российских и международных выставок подвели нас к мысли о разработке высокоскоростных и малозаметных СТС.
Изучая, специфику современного боеприменения мы пришли к выводу, что существует определенная потребность в СТС, обладающих способностью быстрого выдвижения в район применения и быстрого его покидания непосредственно после выполнения задачи, либо при возникновении ситуации, угрожающей безопасности личного состава. Такие СТС должны также обладать возможностью быстрой доставки в районы боевых действий всеми видами транспорта, в том числе и летательными аппаратами.
При этом мы понимали, что одним из важнейших характеристик этих небольших машин должны стать высокие ходовые свойства СТС, позволяющие не просто преодолевать бездорожье, а иметь способность к осуществлению безостановочного динамичного маневра по пересеченной местности, для осуществления быстрой смены позиции, укрытия за рельефами и складками местности и т.п. Если для гражданских машин, в т.ч. раллийных, высокие динамические характеристики являются категорией престижа, то для армейских - категорией выживаемости. Для этих целей армейское СТС должно иметь независимую энергоемкую подвеску с большими ходами, высокий динамический фактор, жесткий и прочный кузов, способный выдержать и внезапные столкновения со скрытыми препятствиями, и, в экстренных случаях, опрокидывание. При этом было важно сохранить боеспособность группы, следовательно, СТС должен иметь конструктивные элементы, защищающие экипаж, узлы и агрегаты, обеспечивающие его живучесть.
Важным параметром для обеспечения устойчивости на больших скоростях и при движении по косогорам является снижение центра масс. Снижение центра масс влияет на снижение габаритной высоты, что обеспечивает лучшую скрытность, а также положительно влияет на устойчивость СТС при ведении огня.
Для эффективного применения СТС должно быть оснащено вооружением, средствами связи и маскировки. Применение СТС как транспортного средства доставки личного состава неэффективно, т.к. не полностью использует его возможности. Современное СТС должно быть способно выполнять задачу боевой единицы со всеми присущими ей ролями – разведка, огневое воздействие, поражение, ведение диверсионной деятельности, РЭБ, эвакуация раненых и прочее.
Поэтому, компоновка армейского СТС должна предусматривать установку различного вооружения, позволяющую его применение, как в движении, так и в стационарном положении. При этом важно обеспечить размещение в непосредственной близости от вооружения, возимого боекомплекта.
На тот момент регламентирующие документы по такому типу СТС нам не были известны. Поэтому мы приняли решение провести инициативную научно-исследовательскую работу, результаты которой были представлены весной 2015 года руководству Министерства обороны России.
Главными задачами, поставленными в работе, были:
• снижение численности экипажа на боевую единицу до 2-4 человек;
• снижение уязвимости личного состава;
• обеспечение защиты экипажа;
• повышение удельной вооруженности на одного военнослужащего;
• повышение живучести СТС за счет защиты основных агрегатов;
• повышение живучести и эффективности применения за счет значительного повышения динамических характеристик;
• применения только отечественных узлов, агрегатов и комплектующих изделий.
После получения одобрения результатов НИР мы приступили к опытно-конструкторским работам.
Исходя из задач проекта была спроектирована и построена первая серия – защищенная двухместная капсула бронированного автомобиля ЭСКАДРОН. Ввиду отсутствия освоенного отечественной промышленностью мощного компактного дизельного двигателя, обеспечивающего приемлемый уровень динамических характеристик, была применена двухмоторная схема СТС. В качестве базового был применен надежный и широко распространенный двигатель ВАЗ с модернизированной коробкой передач семейства переднеприводных автомобилей ВАЗ. При этом каждый двигатель с коробкой передач приводит в движение передний и задний мост соответственно без жесткой трансмиссионной связи. Согласование режимов работы каждого двигателя осуществляется электронным блоком собственной разработки.
В 2015 году СТС ЭСКАДРОН совместно с плавающим автомобилем ТОРОС был представлен для войсковой апробации. Автомобили получили положительную оценку, однако, исходя из боевого опыта специальных подразделений, по автомобилю ЭСКАДРОН были высказаны пожелания о первоочередной разработке на его платформе 4-х местного багги.
За период 2015-2020 гг. нами были спроектированы и изготовлены образцы четырех серий. Все образцы имели штатные места для установки, либо размещения следующих видов вооружений и боеприпасов к ним:
• крупнокалиберного пулемета «КОРД» - на полупогоне и в укладке;
• пулемета «ПЕЧЕНЕГ» - на турели;
• установки ПТУР «КОРНЕТ» - на полупогоне и в укладке;
• АГС 17 «ПЛАМЯ» - на полупогоне и в укладке;
• 82 мм миномет «ПОДНОС» - в укладке.
На автомобилях 2 серии были улучшены характеристики подвесок, что позволило получить отличные показатели по плавности хода, уменьшив, таким образом, отрицательное воздействие на экипаж во время движения по пересеченной местности.
На СТС 3 серии была увеличена площадь для размещения имущества и боекомплекта.
СТС «Эскадрон» 2 и 3 серии по основным характеристикам совпадают с СТС DAGOR фирмы POLARIS Defense, (см. таблицу).
Сверхлегкая ударная машина (ULCV)
ЭСКАДРОН – 3 ИНТРАЛЛ (Россия) | DOGOR POLARIS (США) | |
Назначение | cверхлегкая ударная машина | cверхлегкая ударная машина |
Собственная масса, кг | 2500 | 2041 |
Полезная нагрузка, кг | 1000 | 1474 |
Масса полная, кг | 3500 | 3515 |
Колесная база, мм | 2700 | 3250 |
Высота, мм | 2062 | 1840 |
Длина, мм | 4338 | 4520 |
Ширина, мм | 2124 | 1880 |
Клиренс max, мм | 320 | 260 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 650 | н.д. |
Количество мест, включая водителя | 4 | 4 (9) |
Тип двигателя | бензиновый | дизельный с турбонаддувом |
Объем двигателя, куб. см | 2х1800 | н.д. |
Мощность, л.с. | 244 | н.д. |
Макс. крутящий момент, Нм | 340 | н.д. |
Колесная формула | 4x4 | 4x4 |
КПП | 5-ступенчатая механическая | Автомат (вариатор) |
Подвеска | независимая пружинная | независимая пружинная |
Размерность шин | 265/75R16 | н.д. |
Скорость по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 150 | 110 |
Запас хода по дорогам с твердым покрытием, км | 500 | 800 |
Защищенность | нет | нет |
К 2018 году командование ВДВ поставило задачу по удовлетворению требованиям транспортировки СТС ЭСКАДРОН на внешней подвеске вертолета. Решение этой задачи потребовало проектирования кузова новой конструкции для удовлетворения жестких требований по величине перегрузки, избыточной при обычных условиях эксплуатации. В результате математического моделирования нагрузок в кратчайшие сроки был разработан, изготовлен и испытан кузов 4 серии, отвечающий требованиям транспортировки грузов на внешней подвеске вертолетов Ми-8 и Ми-26.
Вынужденное увеличение избыточной прочности несущего кузова для удовлетворения требований транспортировки на внешней подвески и, как следствие, увеличение собственной массы СТС «Эскадрон» 4-й серии до 2,9 т и полной массой 4,4 т, было использовано нами для одновременного решения задачи надежной защиты силовых агрегатов. Благодаря этому решению СТС «Эскадрон» 4-й серии занял нишу сверхлёгких машин, имеющих частичную защиту, аналогом которого является автомобиль FLYER 72 фирмы General Dynamics, собственной массой 2,5 т и полной массой 5 т. (см. таблицу).
Сверхлегкая машина (ULV)
ЭСКАДРОН – 4 ИНТРАЛЛ (Россия) | FLYER 72 ITV General Dynamics (США) | |
Назначение | легкая ударная машина | легкая ударная машина |
Собственная масса, кг | 2900 | 2495 |
Полезная нагрузка, кг | 1500 | 2585 |
Масса полная, кг | 4400 | 5080 |
Колесная база, мм | 2700 | 3200 |
Высота, мм | 2062 | 1840 |
Длина, мм | 4338 | 4900 |
Ширина, мм | 2124 | 2010 |
Клиренс max, мм | 320 | до 430 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 650 | н.д. |
Количество мест, включая водителя | 4 | 4 (9) |
Тип двигателя | бензиновый | дизельный с турбонаддувом |
Объем двигателя, куб. см | 2х1800 | 2000 |
Мощность, л.с. | 244 | 195 |
Макс. крутящий момент, Нм | 340 | 400 |
Колесная формула | 4x4 | 4x4 |
КПП | 5-ступенчатая механическая | 6-ступенчатая автоматическая |
Подвеска | независимая пружинная | независимая пружинная пневматическая |
Размерность шин | 265/75R16 | 12,5х37 R17 |
Скорость по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 150 | 150 |
Запас хода по дорогам с твердым покрытием, км | 500 | 800 |
Защищенность | частичная | частичная |
Войсковая апробация 2020 года показала, что двухмоторная схема, энергоемкие подвески, низкий центр тяжести обеспечивают СТС ЭСКАДРОН высокие эксплуатационные свойства. А применение отечественных комплектующих и простота конструкции – высокую ремонтопригодность, в т.ч. в полевых условиях.
Так, при прохождении 50 км марша при отказе на 10 километре одного из силовых агрегатов (потеря контакта с датчиком положения коленвала) СТС с полной боевой нагрузкой не сошел с дистанции, а полностью выполнил норматив. Высокую оценку военнослужащих получило качество подвески. Отмечена ее высокая энергоемкость и плавность хода (солдатская молва гласит «по бездорожью - как на Чайке»). Великолепная устойчивость СТС ЭСКАДРОН не создавала никаких проблем ни на уклонах рельефов местности, ни при стрельбе с места и в движении.
Подводя итог, хочу отметить, что на сегодняшний момент спроектированная компанией ИНТРАЛЛ линейка СТС «ТОРОС» и «Эскадрон» полностью перекрывают все типажи класса ЛБМ, предназначенных для обеспечения подразделений повышенной мобильности. Технические характеристики СТС ТОРОС и ЭСКАДРОН, соответствуют, а в ряде случаев превосходят образцы машин, поставляющихся на вооружение армий США и НАТО.
Возможности боевых машин компании ИНТРАЛЛ (видео)
Анатолий ЛЕЙРИХ,
президент компании ИНТРАЛЛ